ЕДИНСТВО НАРОДА И СИСТЕМНЫЕ РЕФОРМЫ – ПРОЧНАЯ ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ СТРАНЫ
Дорогие соотечественники!
Уважаемые депутаты Парламента и члены Правительства!
В этом году мы отмечаем 30-летие Независимости – это наша самая высшая ценность.
Благодаря дальновидной политике
Первого Президента – Елбасы Казахстан добился значительных успехов и стал
известен во всем мире.
В единстве и согласии мы смогли
построить новое государство – это наше главное достижение.
Мы укрепили дух нации, заложив
прочный фундамент для развития. Стали влиятельным членом мирового сообщества.
Благодаря стабильности в обществе вышли на путь устойчивого прогресса.
Мы вместе строим сильное
государство. Суверенитет – это не пустые лозунги и громкие слова. Для нас
важно, чтобы каждый гражданин ощущал плоды Независимости, главные из которых мирная
жизнь, общественное согласие, повышение благосостояния народа, уверенность
молодежи в будущем.
На это нацелены все наши
начинания. Благодаря единству и созидательному труду казахстанцев мы успешно
преодолеваем все трудности и испытания.
Наша страна находится на пороге
четвертого десятилетия Независимости. Уже сейчас очевидно, что это время будет
нелегким. Поэтому мы должны быть готовы к любым вызовам и угрозам, непрерывно
совершенствоваться и всегда двигаться вперед.
Мое нынешнее Послание народу
Казахстана посвящено следующим вопросам.
І.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПОСТПАНДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Крупнейшая в Центральной Азии
экономика Казахстана сейчас переживает последствия пандемии. Тем не менее,
несмотря на трудности, мы последовательно реализуем свой курс.
В целях определения
среднесрочной экономической политики и систематизации государственных инициатив
мы приняли Национальный план развития до 2025 года и перешли к новой системе
государственного планирования. Будут утверждены национальные проекты.
Наша стратегическая цель –
усилить лидирующую роль в Центральной Азии и укрепить свои позиции в мировой
экономике.
Для дальнейшего привлечения
прямых инвестиций внедрен новый инструмент – Стратегическое инвестиционное
соглашение.
Приняты конкретные меры для
оптимизации квазигосударственного сектора. Завершено объединение холдингов
«Байтерек» и «КазАгро». В два раза сокращены портфельные компании, в полтора
раза – их штатная численность. В результате создан новый мощный институт
развития.
В условиях пандемии государство
оказало масштабную и оперативную поддержку гражданам и бизнесу.
Доказала свою эффективность
программа «Экономика простых вещей». В рамках ее реализации запущено более 3,5
тысячи проектов, создано 70 тысяч рабочих мест, произведено товаров и услуг на
3,5 трлн тенге.
Благодаря программе «Дорожная
карта бизнеса» государственную поддержку получили 66 тысяч проектов. Это
помогло создать и сохранить более 150 тысяч рабочих мест.
Серьезный экономический, но
прежде всего социальный эффект оказала инициатива по досрочному использованию
пенсионных накоплений. Эта мера помогла более миллиону наших сограждан улучшить
свои жилищные условия или снизить ипотечное бремя.
В целом в экономическом
развитии нашей страны наблюдается положительная динамика. Тем не менее нужно
открыто сказать, что ситуация все еще остается непростой.
Поэтому я принял решение
продлить на 2022 год срок действия программ «Экономика простых вещей» и
«Дорожная карта бизнеса». Общий объем средств, выделенных на их финансирование,
составит не менее одного триллиона тенге.
Во многом благодаря низкому
госдолгу и наличию значительных резервов Казахстан сравнительно успешно
преодолевает последствия пандемии. Это наше серьезное конкурентное
преимущество, важно его не растерять.
Однако в последнее время
проявилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличиваются
дефицит бюджета и трансферты из Национального фонда. Все время идти по такому
«легкому» пути не получится. Запас финансовой устойчивости далеко не
безграничен. Очевидно, что необходимы меры по увеличению доходов бюджета. Но в
первую очередь нужен контроль за объемами и эффективностью государственных
расходов.
Для восстановления активов
Национального фонда следует ускорить внедрение бюджетного правила.
Соответствующие законодательные поправки должны быть приняты до конца нынешнего
года.
В целом стране необходим свод
правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной
политикой, Нацфондом. Прошу Правительство и Национальный банк до конца года
подготовить Концепцию управления государственными финансами.
Наряду с этим нужно продолжать
работу по диверсификации экономики, расширению номенклатуры производимых
товаров и географии экспорта.
По итогам 2020 года, впервые за
10 лет индустриализации, вклад обрабатывающей промышленности в развитие
экономики превысил долю горнодобывающей отрасли. Среднесрочная цель – к 2025
году увеличить экспорт обрабатывающей промышленности в 1,5 раза, до 24 млрд
долларов, а производительность труда – на 30%.
Разрабатываемый закон «О
промышленной политике» должен дать ответы на вопросы, стоящие перед
обрабатывающим сектором. Один из них – проблема доступа к сырью. Требуется
внедрить простое правило – цена сырьевых товаров для отечественной
промышленности должна быть доступной, а объем – достаточным. До конца года
Правительство должно найти оптимальный вариант решения этой важной задачи.
При этом нужно иметь в виду,
что ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая
изученность остается на низком уровне.
Необходимо расширять доступ
инвесторов к качественной геологической информации. Для этого на базе
разрозненных подведомственных организаций следует создать эффективную
Национальную геологическую службу. Данная организация не должна стать
монополистом, который решает, кого и как допустить к недрам. Ее роль
заключается в оказании комплексной сервисной поддержки инвесторам.
Отрасль недропользования
нуждается в новом импульсе, особенно в части геологоразведки и комплексного
изучения недр. Реформы, начатые в рамках Плана нации, следует довести до
практического завершения – создать открытую цифровую базу данных геологической
информации, обеспечить к ней доступ инвесторов.
Недра – это национальное
достояние. Решения о доступе к ним путем кулуарных обсуждений в тиши кабинетов
должны быть поставлены вне закона. Соответствующие органы обеспечат контроль по
данному вопросу.
Далее. Чрезмерное присутствие
государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность,
приводит к коррупции и незаконному лоббированию. Госпредприятия по-прежнему
доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами.
Мы начали решать данные
проблемы. Так, в Концепции государственного управления предусмотрены меры по
сокращению квазигосударственного сектора, повышению его эффективности,
прозрачности и подотчетности. Высшим советом по реформам одобрен новый план
приватизации. Теперь нужен строгий контроль.
Но есть и другие вопросы. В
частности, почему отдельные национальные компании и госпредприятия работают в
убыток, а их первые руководители не несут ответственности за это? Правительству
предстоит решить данную проблему.
Мы также столкнулись с
неконтролируемым ростом инфляции. Нацбанк, Правительство оказались бессильными
перед ней, сославшись на мировые тенденции. Подобного рода отговорки
высвечивают уязвимость национальной экономики. Возникает еще один вопрос: в чем
тогда состоит роль наших профессиональных экономистов?
Главная задача Национального
банка и Правительства – это возвращение инфляции в коридор 4-6%.
В результате реализации
антикризисных мер общим объемом 6,3 трлн тенге в экономике возникла избыточная
денежная масса. Но существуют ниши, в которые эти средства не поступают. Банки
второго уровня не вкладываются в небольшие проекты, особенно на селе.
Поэтому предстоит задействовать
потенциал микрофинансовых организаций. Они работают на местах, знают клиентов,
их бизнес и возможности. Национальному банку и Агентству по финрегулированию
следует подготовить пакет решений по данному вопросу.
Большое значение имеет работа
по снижению уровня стрессовых активов.
Мы приняли решение –
государство не должно помогать банкирам. Вместе с тем замороженные активы нужно
возвращать в экономический оборот, но исключительно на рыночной основе. Для
этого нужна законодательная база. Правительству совместно с Агентством по
финрегулированию следует до конца года внести законопроект в Парламент.
Теперь о немонетарных
составляющих инфляции. Главная из них – цены на продукты питания.
Об огромном аграрном потенциале
Казахстана говорится много. Но в сфере АПК накопилось немало проблем.
Прежде всего это неэффективное
ценообразование и распределение продовольственных товаров. Ранее я говорил о
важности создания сети оптово-распределительных центров. Эта задача находится в
стадии реализации.
Важно обеспечить доступ к ним
мелких сельхозтоваропроизводителей, включая, возможно, личные подсобные
хозяйства. Монополизация данного рынка недопустима.
Необходимо также обеспечить
единый контроль над ценами по цепочке от производителя до потребителя. Сейчас
за эту работу отвечают несколько ведомств. После очередного скачка цен они
вместо вдумчивого анализа и принятия эффективных мер начинают «кивать друг на
друга». Пора навести порядок в этом деле. Следует разграничить зоны
ответственности, определить один орган в качестве основного, прописать четкие
регламенты взаимодействия остальных ведомств. Правительство должно принять
решение по этому вопросу в месячный срок.
Во-вторых, неблагоприятные
погодные условия обнажили серьезные проблемы в животноводстве. Оперативными
мерами мы стабилизировали ситуацию с кормообеспечением. Однако в этой сфере все
еще необходимы системные действия.
Нужно расширить площади
возделывания кормовых культур и усилить контроль за соблюдением севооборота,
шире использовать возможности космического мониторинга и дистанционного
зондирования земель. Важно также повысить эффективность использования пастбищ.
На сегодня у фермеров нет
доступа к местам выпаса скота из-за их принадлежности лицам с известными
фамилиями, устроившим из своих владений неприступные крепости. Акимы не могут
решить эту проблему по разным причинам, в том числе из-за личной зависимости.
Правительству совместно с
уполномоченными органами нужно принять решительные меры для исправления
ситуации. Особое внимание следует уделить обеспечению частных подворий сельчан
пастбищными угодьями. Их правовой статус и инструменты поддержки необходимо
прописать в отдельном законе «О личных подсобных хозяйствах». Правительству
нужно разработать законопроект в кратчайшие сроки.
Требует совершенствования и
сфера ветеринарии, которая нуждается в четком разграничении функций и
полномочий между центром и регионами. От эффективной работы ветеринаров на
местах зависит здоровье и продуктивность скота. А это, в свою очередь, напрямую
влияет на благосостояние сельских жителей.
Без современной ветеринарной
службы невозможно расширение экспорта значительной части сельскохозяйственной
продукции. Поэтому в этой сфере требуется последовательная работа: цифровизация
процессов, автоматизация сбора и передачи данных, подготовка кадров и повышение
заработных плат. До конца года Правительство должно принять конкретные меры по
реформированию системы ветеринарии.
В-третьих, в нашей аграрной
политике наблюдается непоследовательность. Со сменой министров меняется и
политика. В таких условиях фермерам сложно планировать работу на перспективу.
Нужно выработать единую генеральную линию. В соответствии с ней требуется
пересмотреть и стабилизировать механизмы субсидирования.
Далее. Только за последние пять
лет на субсидирование было направлено более 2 трлн тенге. К сожалению, более
половины уголовных дел в сфере АПК приходится на хищение субсидий. Такая
ситуация неприемлема.
Следует укрепить нормативную
базу, внедрить систему эффективного планирования и мониторинга. Необходимо,
чтобы порядок оформления субсидий был понятным и прозрачным. Субсидии должны
быть в полной мере доступны малым и средним хозяйствам.
Нужно детально изучить
инструменты стимулирования технологического переоснащения сельского хозяйства.
Около 90% технологий, используемых в агропромышленном комплексе, окончательно
устарели и нуждаются в модернизации.
Политику субсидирования
сельского хозяйства нужно привести в соответствие с промышленной политикой
государства. Прошу Правительство и холдинг «Байтерек» подготовить пакет
предложений по данным вопросам.
В целом главная задача
агропромышленного комплекса – полное обеспечение страны основными продуктами
питания.
В этом году я подписал закон,
окончательно поставивший точку в вопросе продажи и аренды сельскохозяйственных
земель иностранцам и компаниям с зарубежным участием.
В Земельный кодекс внесены
поправки, стимулирующие отечественных инвесторов вкладывать средства в развитие
сельских территорий. Эти изменения позволяют вовлекать сельхозземли в
полноценный экономический оборот.
Уверен, все эти решения
благоприятно повлияют на наш агропромышленный сектор, который станет одной из
ключевых точек роста национальной экономики.
Следующий вопрос. В современном
мире одним из главных факторов конкурентоспособности является глубинная
цифровизация.
Для Казахстана крайне важны
трансферт современных цифровых технологий, внедрение элементов Индустрии 4.0.
Мы должны активно работать с нашими стратегическими партнерами за рубежом.
При этом важно взращивать и
усиливать отечественный IT-сектор. Стране нужны молодые, образованные,
мотивированные кадры. В рамках Национального проекта по цифровизации необходимо
подготовить не менее 100 тысяч высококлассных IT-специалистов.
Экспорт услуг и товаров
цифровой отрасли к 2025 году должен достичь как минимум 500 млн долларов.
Эти и другие задачи потребуют
полной «цифровой перезагрузки» государственного сектора. Здесь главной и давней
проблемой является отсутствие эффективной интеграции информсистем
государственных органов. Данный вопрос требует кардинального, скорейшего
решения.
Во-первых, предстоит выстроить
принципиально новую архитектуру «цифрового правительства». Все IT-инициативы
госсектора будут основываться исключительно на новой платформе казахстанского
гостеха. Она исключит дублирование, неэффективные затраты и бюрократию, 100%
госуслуг станут доступны гражданам со смартфонов.
Во-вторых, мы запускаем Центр
цифровой трансформации, в котором все бизнес-процессы госорганов будут
пересмотрены и переведены в цифровой формат.
В-третьих, необходимо создать
платформу взаимодействия национальных компаний с IТ-сообществом. Цифровые
потребности и запросы квазигоссектора должны максимально обеспечиваться силами
отечественных компаний.
В-четвертых, необходимо
поэтапно расширять и обновлять линии передачи данных, сопрягая их с
международными коридорами. Предстоит создать современные центры обработки
данных, которые могут обслуживать соседние страны.
Мы должны реализовать свой
огромный информационно-телекоммуникационный потенциал. В новую цифровую эпоху
он будет иметь геополитическое значение. Казахстан должен стать центральным
цифровым хабом на значительной части евразийского региона.
Для решения данной задачи
нужно, естественно, усилиться в кадровом плане. Прошу Премьер-министра дать мне
свои предложения.
Далее. Ситуация в Афганистане,
общее нарастание глобальной напряженности ставят перед нами задачу перезагрузки
оборонно-промышленного комплекса и Военной доктрины.
Укрепление обороноспособности,
повышение оперативности реагирования на угрозы также должны стать приоритетами
государственного значения. Мы должны готовиться к внешним шокам и наихудшему
варианту развития событий. В высшей степени актуальным стало моделирование
рисков, исходящих извне. Следует проводить стресс-тесты, прорабатывать
сценарии, на основе которых будут разрабатываться и корректироваться планы
действий государственного аппарата.
II.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Здоровье – главное богатство»,
– гласит наша народная пословица.
Коронавирус стал серьезным
испытанием для системы здравоохранения. Охватившая мир эпидемия не отступает.
Каждый день заболевают тысячи наших сограждан, многие уходят из жизни.
С первых дней пандемии мы без
промедления приняли меры для борьбы с распространением инфекции.
Казахстан – одно из немногих
государств, выпустивших собственную вакцину против коронавируса. Мы не
сомневаемся в эффективности и безопасности нашего препарата QazVac, к которому
уже проявляют интерес другие страны.
У нас достаточный запас вакцин,
у казахстанцев есть возможность выбирать – многие государства не могут себе это
позволить.
В стране продолжается массовая
вакцинация, однако в обществе по-прежнему много ее противников. Они не только
отказываются прививаться, но и призывают к этому население. Поддавшись их
влиянию, многие были дезориентированы.
Все эти люди должны понимать,
что несут ответственность не только за себя, но и за жизни других. Поэтому
нельзя идти на поводу у лиц, агитирующих против вакцинации.
Человечество пережило не одну
эпидемию. Мы не должны забывать, что многие опасные заболевания были
остановлены только после появления вакцин.
В ближайшем будущем в мире
могут появиться новые штаммы коронавируса, эксперты прогнозируют и другие
пандемии. Мы не сможем просто переждать эти процессы. Нам предстоит научиться
жить и развиваться в таких условиях.
Поэтому сейчас важно закупить
бустерные вакцины, ускорить приобретение вакцин, зарегистрированных Всемирной
организацией здравоохранения.
Также необходимо подготовить
всю систему здравоохранения к переходу на регулярную вакцинацию.
Должна быть создана
Национальная система прогнозирования биобезопасности страны. Данная мера
предусмотрена в соответствующем законопроекте. Прошу Парламент обеспечить его
принятие до конца сессии.
Многие медицинские лаборатории
не соответствуют международным стандартам. В рамках национального проекта
«Здоровая нация» следует предусмотреть оснащение как минимум 12 лабораторий
высокотехнологичным оборудованием. Это позволит повысить уровень соответствия
наших лабораторий международным стандартам до 90%.
Нельзя допустить ухудшения
ситуации с заболеваниями, не связанными с коронавирусом. В условиях пандемии
откладываются плановые скрининги и операции. Многие дети недополучают
стандартные прививки. Безусловно, такое положение дел недопустимо.
Сфера медицины нуждается в
объемном финансировании. Речь идет об инфраструктуре, кадрах, лекарственном
обеспечении.
Отдельного внимания требует
фармацевтическая промышленность. Борьба с вирусом показала, что эта отрасль
стала важным фактором конкурентоспособности и безопасности. Поэтому потребуется
создать Центр лабораторных и технических испытаний медицинских изделий,
аккредитованный по всем международным стандартам.
Следует активизировать
сотрудничество с глобальными фармкорпорациями. Важно привлекать инвесторов,
обеспечить трансферт технологий и новейших разработок. Нужно расширить объем и
номенклатуру оффтейк-контрактов с отечественными производителями. Долю
лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства
необходимо довести с имеющихся 17 до 50% уже в 2025 году.
Залог здоровья – физическая
культура. Вновь заявляю: нужно создавать все условия для занятия массовым и
детским спортом. Акимам областей следует обеспечить поэтапное строительство
спортивной инфраструктуры.
В целом в связи с итогами
Токийской Олимпиады назрела необходимость рассмотреть положение дел в спорте на
отдельном совещании.
III.
КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
С января текущего года
заработная плата педагогических работников увеличилась на 25%. В течение
следующих трех лет мы дополнительно направим на эти цели 1,2 трлн тенге.
Принятые меры дают свои плоды – резко вырос средний балл поступающих на
педагогические специальности.
Политику поддержки учителей мы
будем продолжать. Вместе с тем в условиях глобальных изменений велика
вероятность, что получаемые знания устареют раньше, чем выпускник выйдет на
рынок труда. Поэтому перед профильным министерством стоит неотложная задача по
адаптации учебных программ к новым реалиям.
Итоги дистанционного обучения в
период пандемии свидетельствуют о недостаточной эффективности национальных
телекоммуникационных сетей. Это привело к появлению большого количества
учащихся, не владеющих базовыми, элементарными знаниями. Возникла еще одна
проблема, можно сказать, беда – дети бросают учебу, потому что не видят в ней
необходимости.
Правительству поручается самым
серьезным образом заняться решением этого вопроса, в частности повышением
качества информационных систем для удаленных форматов обучения. Наше
образование должно быть доступным и инклюзивным.
Но есть и позитивные новости. В
этом году сразу несколько казахстанских школьников стали победителями и
призерами международных предметных олимпиад.
Таких талантливых детей нужно
всесторонне поддерживать. Мы будем предоставлять им гранты для поступления в
вузы на внеконкурсной основе, выплачивать единовременные денежные премии.
Педагогов, воспитавших ребят, также следует поощрять морально и материально.
Принципиально важно
поддерживать детей из социально уязвимых семей в рамках всеобуча. Меры
материальной поддержки следует дополнить образовательным проектом «Цифровой
учитель».
Системе образования нужны
мотивированные и квалифицированные педагоги. Считаю, что переобучение учителей
требуется проводить раз в три года, а не в пять лет, как сейчас. Ведь именно
они должны быть носителями новых знаний, настоящими просветителями. При этом
нельзя допускать случаев, когда педагоги проходят курсы за свой счет.
Острой проблемой системы
среднего образования остается нехватка мест в школах – дефицит составляет 225
тысяч. Если не предпринять срочных мер, то к 2025 году он может достичь 1 млн
мест. Ранее я давал поручение о строительстве до конца 2025 года не менее 800
школ. Сегодня ставлю задачу довести эту цифру до 1000 школ.
Помимо строительства за счет
бюджета, к решению этой острейшей проблемы требуется привлечь частный сектор.
Следует начать поэтапный
переход на подушевое финансирование и полнокомплектных сельских школ.
Особую значимость приобретает
ранняя профориентация детей. Подрастающее поколение должно осознанно относиться
к выбору будущей профессии. Правительству совместно с Национальной палатой
«Атамекен» необходимо заняться решением этой важной задачи.
Мы продолжим реализацию проекта
«Бесплатное техническое и профессиональное образование».
На сегодня неохваченными
остаются 237 тысяч человек из числа молодежи NEET. Ежегодно 50 тысяч
абитуриентов поступают на платной основе, 85% из них относятся к категории
малообеспеченных. Такое положение нужно исправить. Следует обеспечить
стопроцентный охват бесплатным ТиПО по востребованным специальностям.
Еще одной возможностью
получения профессии должна стать армия. Нужно проработать вопрос освоения
солдатами срочной службы рабочих специальностей, нужных в реальном секторе
экономики.
Задача профильного министерства
– обеспечить повышение качества высшего образования. Вузы обязаны нести
ответственность за должную подготовку кадров.
Важнейший приоритет – развитие
науки. Для решения накопившихся проблем в этой сфере нужно до конца года внести
изменения в законодательство.
Прежде всего нужно обеспечить
стабильную и достойную заработную плату ведущим ученым, включив ее в базовое
финансирование науки. На заседании Национального совета общественного доверия я
поручал внедрить прямое финансирование научно-исследовательских институтов,
занимающихся фундаментальной наукой. Профильному министерству следует
разработать четкие и прозрачные правила отбора и финансирования таких научных
организаций.
Далее. Серьезным барьером для
развития фундаментальной науки является ограниченность грантов тремя годами. В
таком коротком горизонте планирования сложно добиться каких-либо значимых
результатов. Следует рассмотреть вопрос увеличения сроков грантового
финансирования науки до пяти лет.
Не сходит с повестки проблема
объективности решений Национальных научных советов. Считаю, что назрела
необходимость ввести институт апелляции.
В целом перед казахстанским
образованием и наукой стоит масштабная, неотложная задача – не просто поспевать
за новыми веяниями, а быть на шаг впереди, генерировать тренды.
IV.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Главный принцип «слышащего
государства» – госаппарат должен работать в интересах граждан. Это в первую
очередь касается местных властей.
Именно акиматы призваны
взаимодействовать с гражданами и оперативно решать их проблемы. Однако зачастую
этого не происходит. Высшему руководству то и дело приходится корректировать
принимаемые в регионах решения или вовсе принимать решения за них.
Акимы разных уровней не всегда
способны на сильные самостоятельные шаги, работают с оглядкой на Центр. Во
многом это связано с тем, что нынешний уровень подотчетности акимов перед
гражданами недостаточен. Оценка их деятельности практически не зависит от
мнения самих жителей регионов. Поэтому требуется оптимизировать механизм оценки
работы акимов всех уровней.
Важным моментом должны стать
независимые социологические опросы. Они дают объективную картину реального
отношения населения к качеству работы органов власти. Через опросы голоса
граждан слышны напрямую, а не посредством формальных отчетов. Администрация
Президента должна подготовить пакет предложений по данному вопросу.
В региональной политике
первостепенное внимание нужно сфокусировать на снижении дисбалансов в
социально-экономическом развитии. Следует правильно сочетать специфические для
каждого региона задачи с общенациональными приоритетами.
В рамках Национального плана
развития были определены 25 конкретных задач по повышению качества жизни
граждан. Это и есть главные направления нашей работы. Поэтому Правительству и
акимам предстоит обновить Планы развития регионов в соответствии с
утвержденными общенациональными задачами.
Конечно, одним из главных
инструментов снижения дисбалансов является приоритизация бюджетных расходов.
Выделение средств из республиканского бюджета не должно зависеть от «пробивной
силы» акимов, каких-то личных предпочтений и прочих субъективных факторов.
Для «перезагрузки» процессов
бюджетирования требуется более широко применять механизм подушевого
финансирования, необходимо внедрить объективную методику распределения
бюджетных лимитов.
Предстоит упростить бюджетные
процессы, кардинально снизить бюрократию в этом вопросе, расширить применение
цифровых инструментов планирования и исполнения бюджета. Необходимо внедрить
блочный бюджет с повышением ответственности администраторов бюджетных программ.
Правительству нужно разработать пакет поправок в бюджетное законодательство и
подзаконные акты.
Крайне острой проблемой
является систематическое завышение сметной стоимости проектов. Это касается как
небольших объектов, например, детских садов и школ, так и крупных
инфраструктурных проектов. Следует в кратчайшие сроки кардинально пересмотреть
действующую нормативную базу и практику. Правительству, Счетному комитету
поручается внести предложения до 1 декабря.
Следующий вопрос – повышение
финансовой самостоятельности регионов.
С 2020 года корпоративный
подоходный налог от МСБ передан в местные бюджеты. За этот период, несмотря на
снижение экономической активности, поступления в местные бюджеты стали на 25%
больше плана. Это говорит о возросшей заинтересованности акимов в развитии
местного бизнеса, увеличении инвестиций и налоговой базы.
Движение в этом направлении
нужно продолжать. Прошу Правительство подготовить пакет соответствующих
предложений до конца года.
Казахстан находится в русле
устойчивой тенденции на урбанизацию. Города-миллионники должны стать опорой
глобальной конкурентоспособности Казахстана, а областные центры – точками роста
регионов. Поэтому потребуется разработка Закона о развитии агломераций и новые
стандарты комплексной застройки городов.
Принципиально важным является
соблюдение принципа «люди к инфраструктуре». Фокус должен быть на развитии
перспективных сел. Основная цель – обеспечить их соответствие Системе
региональных стандартов. Данные подходы должны быть закреплены в Плане
территориального развития.
На 27 моногородов сейчас
приходится около 40% промышленного производства. В них проживает 1,4 млн наших
сограждан. Нужны выверенные решения относительно дальнейшего функционирования
моногородов. В ближайшее время мы обсудим данный вопрос на отдельном совещании.
Важным приоритетом является
развитие местного самоуправления. В городах центрального подчинения и областных
центрах успешно внедрен «бюджет народного участия». Реализованы десятки
проектов по благоустройству в соответствии с реальными потребностями граждан.
Это успешный опыт. Теперь необходимо увеличить долю «народного участия» в
бюджете на благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство в 10 раз.
Для усиления «внутренней
связанности» страны предстоит завершить все начатые проекты по транспортной
инфраструктуре. В рамках государственной программы «Нұрлы жол» формируется
единая транспортная сеть, соединяющая центр с регионами. Реализованы
стратегически важные инфраструктурные и социальные проекты. Задача акимов и
Правительства – запустить аналогичные программы инфраструктурного развития для
каждого региона.
На местах имеются давно
назревшие вопросы модернизации инфраструктуры.
Правительству совместно с
Фондом «Самрук-Казына» следует приступить к реализации следующих масштабных
проектов. Это строительство на площадке Алматинской ТЭЦ-2 парогазовой
установки, модернизация ТЭЦ-3 и расширение ТЭЦ-1. Введение в строй 1000 МВт
новых генерирующих мощностей в южном регионе. Реконструкция кабельных сетей в Алматы
и Алматинской области. Общий объем инвестиций в данные проекты составит более
одного триллиона тенге.
Совместно со стратегическими
инвесторами в различных регионах страны мы введем в строй около 2400 МВт
мощностей возобновляемой энергетики.
Большое внимание следует
уделить экологическим проблемам в стране, особенно качеству воздуха.
В среднесрочной перспективе 10
наиболее загрязненных городов нужно газифицировать и перевести на
альтернативные источники энергии.
Для улучшения ситуации с газоснабжением
западных регионов уже в этом году начнется реализация трех проектов на общую
сумму 700 млрд тенге. Это возведение газоперерабатывающего завода на Кашагане,
строительство лупинга магистрального газопровода «Макат-Северный Кавказ»,
модернизация магистрального газопровода «Бейнеу-Жанаозен».
Следующий важный вопрос. В
ближайшие десять лет Организация Объединенных Наций прогнозирует глобальный
дефицит водных ресурсов. К 2030 году нехватка воды в мире может достигнуть 40%.
Поэтому нам необходимо повысить водосбережение с помощью новейших технологий и
цифровизации. Это стратегическая задача – другого пути предотвращения водного
дефицита нет. Правительству нужно подготовить конкретные решения, которые
позволят стимулировать внедрение водосберегающих технологий, эффективно
регулировать водопотребление.
Для сохранения экосистем водных
объектов и бережного использования ресурсов мы приступим к реконструкции 120
каналов. В Акмолинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Жамбылской,
Кызылординской, Туркестанской областях будут построены 9 новых водохранилищ.
Все необходимые ресурсы для реализации этого масштабного проекта у нас есть.
Для обеспечения питьевой водой
районов Атырауской и Мангистауской областей будет модернизирован магистральный
водовод «Астрахань-Мангышлак» и построен новый опреснительный завод в поселке
Кендерли.
В целом проблема доступа к
питьевой воде так и не нашла своего решения, несмотря на то, что десятилетиями
на эти цели выделялись колоссальные средства. Поэтому я ставлю задачу в рамках
Национального проекта развития регионов в течение пяти лет обеспечить 100%
городов и сел чистой питьевой водой. Это приоритетная задача Правительства.
Еще один вопрос, на котором
хочу остановиться отдельно. Мир движется в сторону экологизации промышленности
и экономики. Сегодня это уже не просто слова, а конкретные решения в виде
налогов, пошлин, мер технического регулирования. Мы не можем оставаться в
стороне – все это затрагивает нас напрямую через экспорт, инвестиции и
трансферт технологий. Это, без всякого преувеличения, вопрос устойчивого
развития Казахстана.
Поэтому мной поставлена задача
достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Работать в данном направлении
нужно очень прагматично. Население и экономика нашей огромной страны растут, а
для качественного роста нужна энергия.
С постепенным закатом угольной
эпохи, помимо возобновляемых, нам придется задуматься и об источниках надежной
базовой генерации энергии. Уже к 2030 году в Казахстане наступит дефицит
электроэнергии.
Мировой опыт подсказывает
наиболее оптимальный выход – это мирный атом. Вопрос непростой, поэтому к его
решению нужно подойти