Международный день Логопеда – это праздник и учителя, и врача, и психолога в одном лице. Ведь они и лечат ребенка, и учат, и пытаются выяснить причины тех или иных нарушений в речи. Причины могут быть разные. По мнению логопеда детского сада «Қарлығаш» Медицинского центра МЦ УДП РК Розы Байталиевой причины нарушения в развитии речи ребенка могут быть как внутренние, так и внешние.
Еще до рождения, находясь в утробе матери, у ребенка могут возникнуть проблемы. Это патология беременности и родов, нарушение функции артикуляционного аппарата, повреждение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов,- рассказывает логопед. Внешние факторы - отсутствие гармонии в развитии языка ребенка в семейном воспитании (двуязычие), уменьшение объема речевого общения между ребенком и родителями, незнание родителей алгоритма развития речи ребенка с раннего возраста.
К сожаленью, на речевое развитие ребенка негативное влияние оказывают современные гаджеты.
Причин нарушений речи много, но основная причина, по моему мнению, это телефоны, планшеты. Ребёнок слышит, но не говорит. Здесь идёт односторонняя связь,- делится логопед детского сада «Қарлығаш» Алма Курхаева. Ещё одна причина задержки речи у детей дошкольного возраста это - билингвизм. Отсюда следует, у ребёнка слабо переключается органы артикуляционного аппарата от одного артикуляционного положения к другому, что мешает на речь. Но если у ребёнка есть заключения ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), то здесь уже имеет место: поражение головного мозга при травме или наследственные факторы, долгие хронические заболевания и так далее,- говорит логопед дошкольного учреждения.
На начало текущего учебного года логопедами детских садов «Қарлығаш» обследован 351 ребенок, из них на коррекционно-развивающую работу определены 236 детей. Логопеды проводят большую коррекционную работу с детьми с задержкой речевого развития.
Современная сфера образования находится в процессе глобализации. Поэтому и наше дошкольное учреждение разрабатывает базовую программу образования и воспитания и эффективную модель коррекционной работы с дифференциацией технологии, эффективных методов и приемов коррекционно –развивающей работы,- делится Роза Кадырбаевна. Своевременно выявляется уровень развития речи ребенка, систематически используются эффективные методы и приемы коррекции, в работе корректируются формы нарушения речи. Мы используем логомассаж, применяем техническое средство компьютерной коррекции - разработки логотренажер Дэльфа 142-1 и программы Sound Touc, работаем над развитием артикуляционного и голосового аппарата, формированием навыков звукопроизношения, фонематических процессов, грамматической и синтаксической сторон речи, развитие диалогической и монологической речи, совершенствование слоговой структуры слов.
Логопед – профессия значимая и важная. Они одни из первых учителей в жизни детей, за хорошим результатом стоит длительный и кропотливый процесс обучения, который в дальнейшем даст ребёнку успешно учиться в школе и нормально развиваться.